Радужные воспоминания.

Моя жизнь в искусстве началась случайно. Поступив в ППИ и обнаружив достаточно много свободного времени, я призадумалась о том, как этим богатством распорядиться, чем еще увлечь себя кроме учебы. Серьезно влюбляться было рановато. Посвящать себя большому спорту - поздновато. Среди вариантов мелькала идея заниматься в каком-нибудь танцевальном коллективе. Но после спортивной гимнастики, чем я занималась все школьные годы, делать "два притопа, три прихлопа" - примерно так тогда танцевали в вузовской самодеятельности - было как-то неудобно.

Однажды уже на третьем курсе подруга пригласила меня на заключительный концерт " студенческой театральной весны" вузов города.Приходим во дворец имени Я.М.Свердлова. Мест, разумеется, свободных нет! Пробираемся на балкон, втискиваемся в ряды стоящих зрителей, смотрим. Интересно! Опять интересно! Еще раз интересно! И вдруг!.. Открывается занавес, и начинается танец "Сиртаки"...

Сейчас можно сказать, что это было "ноу-хау" И.Шаповалова: профессиональный подход к самодеятельности. Масштабность, заданная постановкой танца, музыкой, сценой, костюмами и гримом, подтягивала студенческую разноликую массу танцоров до невиданных тогда высот! И лучшими в этом танце - солистами были Володя Бурнатов и Лиля Купфер. Лилька - наша умница и красавица, студентка из параллельной группы, с которой мы вместе слушали лекции - артистка! Браво!

И конечно, в начале следующего учебного года я пришла на репетицию.

Это был второй год работы И.А.Шаповалова с коллективом. Тогда еще не было громкого названия "Солнечная радуга", не было титулов и заграничных поездок, а были только репетиции и редкие концерты. Но каждая репетиция - праздник! Праздник творчества, праздник общения, праздник искусства и науки. Да, да! К своему собственному удивлению и удовлетворению хочу отметить, что в основе своей наш танцевальный коллектив всегда состоял из успевающих в учебе и научной работе студентов. Многие закончили институт с "красными и полу-красными дипломами". Такими студентами были: Наташа Данилова, Слава Карпов, Юра Кравченко, Лиля Купфер, Таня Соцких, Юра Фролов, Лена Боровкова, Люся Осетрова, Валя и Лида Флоренко, Витя Лядов, Марина Белова, Маша Нурисламова, Наташа Пьянкова, Миша Серов, Алеша Аникин и другие. Часть из нас "остепенилась".

Эти отличники политехнического образования, обаятельные и остроумные люди позволяли себе насыщать репетиционную атмосферу весельем и юмором, чему немало способствовал и сам Игорь Алексеевич. Апофеозом этого праздника репетиций, для меня особенно, было создание танца "Я - шут, я - Арлекин". "Арлекино" был един в трех лицах: поет Алла Пугачева, танцуют "Арлекино" двое - Юра Кравченко и я. Две маски - грустная и веселая. Кроме заданных, поставленных Шаповаловым фрагментов нам предлагалась импровизировать. И все мы - Арлекино, силачи, униформисты - импровизировали, смеясь до колик в животе, иногда рождая актерские находки. Самые удачные импровизации фиксировались и оставались в танце. Кстати, в то же время Пермским телевидением создавался фильм о Шаповалове "Равновесие". Некоторые репетиции были сняты, но в фильм попало лишь несколько "серьезных" фрагментов.

Отношение к Игорю Алексеевичу было восторженно-благоговейное. Мы восхищались его талантом постановщика, блестящими организаторскими способностями, умением располагать к себе людей. Репетиции всегда начинались словами: "Друзья мои... ", а мы почти по тексту мысленно продолжали: "прекрасен наш союз". На одном из наших "радужных" праздников прозвучал статистический отчет о работе коллектива, проделанной за 5 лет, в котором были такие строки:

"Штат управления коллективом состоит из 7 человек:

- руководитель - И.А.Шаповалов,
- постановщик - И.А.Шаповалов,
- репетитор (две штатные единицы) - И.А.Шаповалов и И.А.Шаповалов
- художник по костюмам - И.А.Шаповалов,
- ответственный за музыкальное оформление - И.А.Шаповалов,
- гример - И.А.Шаповалов;"

На седьмом году жизни к коллективу пришла известность. Начались поездки на различные форумы (вплоть до участия в фестивале молодежи и студентов в Гаване). Для большой сцены и демонстрации "крепнущей дружбы народов" собирались гигантские сводные коллективы. А здесь специфика репетиций требовала молчаливой дисциплины и терпеливой слаженности, например, в одновременном поднятии левой руки. Но не менялось самое главное в нашей жизни: атмосфера открытости, дружбы и ответственности друг за друга, которая бережно поддерживалась в коллективе. Еще хочется сказать о наших праздниках. Подготовка к ним выявляла и развивала "скрытые" резервы способности сочинять стихи, петь, пародировать и так далее. Когда пошла "свадебная волна", то все это, разумеется, нашло свое применение. Мы готовили слайды, песни, танцы для женихов и невест, делали музыкальные спектакли, часто в стихах (главный поэт - Наташа Данилова).

И сегодня, когда мы давно уже не студенты, живем в своих ячейках общества, многих из нас - "радужников" первого десятилетия греет и поддерживает дружба тех лет. Пример тому: подготовку к 40-летию института мы совмещаем с подготовкой к 40-летию одного из наших ведущих солистов, стараемся действовать прежними методами, чтоб получить прежние результаты.