Наш рабфак

В наш век технологической цивилизации процесс духовного отчуждения не миновал и вузовскую атмосферу. Но и в это жесткое время нота отеческого начала в пестрой симфонии вузовской жизни жива, и не может умереть, - это прежде всего вечные человеческие отношения учителей и учеников.

Сильной живой подпорой "гену" человечности в нашем институте явился на мой взгляд, рабфак (официально подготовительное отделение), сформированный в 1969 году. В конце 60-х годов советское общество столкнулось с явлением неполноценной социализации ребят, окончивших среднюю школу. Недостаточный, а зачастую и низкий уровень культуры, слабая школьная подготовка, связанные с определенным неблагополучием социальной среды (уровень школы, обстановка в семье), становились непреодолимым препятствием на пути к высшему образованию для ребят, от природы достаточно способных. И задумывалось подготовительное отделение поэтому не только как техническое решение вопроса предметной подготовки абитуриентов вуза, а как широкое социальное явление, как восполнение процесса воспитания в целом. Эта "штучная" работа, конечно, требовала от преподавателей отзывчивости и еще раз отзывчивости, доброты, методической виртуозности. Сколько вечеров и суббот просиживали преподаватели с ребятами, вернувшимися из армии, с афганского фронта, окончившими школу, где не было нормального преподавания того или иного предмета, или с теми, у кого миновал значительный срок после школы. Рекорд здесь поставили такие преподаватели как, например, Л.М.Кирышева и Н.И.Журавлева. А с каким удовольствием Г.В.Кацнельсон и другие преподаватели литературы устраивали вечера поэзии, походы в театр. Трудно забыть, как светились глаза у наших ребят, особенно у танцоров "Солнечной радуги" Санникова Владимира, Гуничева Владислава, когда мы с ними ходили на выставку, посвященную С.Дягилеву. Ведь это были минуты радости у ребят, радости одухотворенной. И чтобы подойти к этим минутам, много надо было повозиться, много потратить сердца и ума. Помнится, как удивился как-то проректор по учебной работе А.И.Маковецкий, когда заглянув в аудиторию рабфака, увидел Юрика Нахатакяна, читающего вдохновенно ребятам стихи в перерыве. Такое вот внимание к личности каждого слушателя было и официальным основным принципом подхода к деятельности подготовительного отделения Н.Н.Ногтева, заложившего его созидательный смысл, структуру и связи. Огромное значение здесь имел опыт Николая Николаевича как проректора по учебной работе, его связи с промышленными предприятиями города, где большую организационную работу по отбору слушателей проводила в первые годы рабфака его "эмиссар" Т.И.Черноиванова, в числе первых приглашенная им на рабфак с кафедры физики. Строгость Николая Николаевича сочеталась со справедливостью, стремление подойти к делу объективно, с пониманием людей. Во внимании же к слушателям Николай Николаевич считал всегда лучше пересолить, чем недосолить. Он первый в институте ввел опросы слушателей рабфака об их отношении к преподавателям. Им неукоснительно соблюдалось распоряжение министерства о проведении не только лабораторных и семинарских занятий, но и лекций только в рамках группы, не на потоке, чтобы каждый подопечный был на виду преподавателя. До сих пор ясно помнится ни с чем не сравнимая тяжесть проведения десяти лекций по основам философских знаний в течении недели. Силы придавало понимание необходимости этого для ребят.

Н.Н.Ногтевым не только был учрежден постоянный коллектив квалифицированных преподавателей, но и сама номенклатура учебных предметов, которая постепенно была расширена до возможного максимума. Помимо физики, математики, русского языка и литературы на рабфаке были оганизованы занятия по основам философских знаний, иностранному языку, химии, инженерной графике, физической культуре.

Осенью 1975 года к руководству рабфаком, играющим уже заметную роль в жизни не только института, но и города и области, пришел М.И.Якушин. Учебная машина рабфака набирала все большие обороты. С двух вечерних групп в ППИ и двух дневных в Березниковском филиале в 1969 году (всего 100 человек) набор учащихся на рабфак в 70-х и 80-х годах достигал 450 человек. Надо отдать должное Михаилу Ивановичу, - в организации учебного процесса на рабфаке он постоянно стремился к идеальному варианту. В этом незаменимыми помощницами ему были методисты, сначала - П.И.Никифорова, а затем Е.К.Гасанова, добросердечие и мастерство которых хорошо помним как мы преподаватели, так и наши выпускники.

Наряду с многими проблемами, в конце концов, был решен даже сложный аудиторный вопрос. Рабфаку было выделено целое крыло в одном из корпусов на комплексе, и ребята получили возможность заниматься в одну - первую смену и жить в общежитии, рядом с учебным корпусом. И, конечно, прежним оставался стратегический курс жизни факультета - максимальное внимание к ребятам. Ежедневное обязательное присутствие декана на факультете не было формальным, слушатели наши могли прийти с любым вопросом и шли. Кому-то нужна материальная помощь, кому-то хотелось получить после больницы путевку в профилакторий, у кого-то проблемы с математикой, а кто-то провинился, оступился. Многие ребята, приходя на рабфак не видели поначалу ничего зазорного в том, чтобы выпить при встрече с друзьями (особенно однополчанами) в праздник и просто - "для разрядки". Чтобы все это как-то "утрясалось", "образовывалось", просветлялось, много надо было "съесть соли" с ребятами в общежитии, и конечно, чаще всех бывал там Михаил Иванович. Да и ребятам чаще всего нужен был именно "мужской" разговор. И никогда успехи и заслуги ребят не проходили мимо внимания декана и преподавателей. Торжественно-теплые речи, памятные книги, праздничные смущенные лица ребят, феерия цветов, музыка, стенгазеты с фотографиями рабфаковской жизни на ежегодных собраниях-выпусках говорили сами за себя.

Но вот, словно предчувствуя смену вех, стали поговаривать в институте, что слишком много внимания уделяется рабфаковцам, нечего с ними возиться как с "писаной торбой", не заслуживают де они того, потому что ленивы, неспособны, невоспитанны.

Разговоры эти, по-моему, совершенно были напрасными. Во-первых, если говорить о внимании, оно никогда не бывает лишним, а рабфаковцам оно было просто необходимо. В силу упомянутых вначале обстоятельств учеба у многих ребят и не могла идти гладко. Много сил приложили наши преподаватели, например, С.С.Тарасова, П.П.Ярмонова, Э.В.Морева, А.А.Шушпанова, М.В.Дышинская, А.П.Пшенина и, конечно, все наши "учительницы" (так их называли слушатели).

Чтобы найти методический ключ к преодолению белых пятен в интеллектуальной подготовке ребят, специально (в свой отпуск) ездили за опытом в Донецк, к знаменитому Шаталову, опирались на опыт, полученный в столичных вузах (на ФПК). Но эта методическая отточенность не приносила бы своих плодов без теплого отношения к ребятам, повышенного внимания к ним. Часто только ответная человеческая благодарность рождала у ребят желание и готовность преодолеть все трудности, которых у них было немало.

И во-вторых, и это главное, внимание и любовь к рабфаковцам рождались у нас невольно. Тут уж причина - сами ребята, их "душ золотые россыпи". Самоотдаче многих ребят мы не уставали поражаться на протяжении всех лет работы на рабфаке. Сколько они потрудились на строительстве комплекса, в столовых, в студенческом гардеробе, на улицах города, приводя их в чистый вид и украшая зеленью. То, что свет, исходящий от них, был замечен и на факультетах, я убедилась, беседуя с руководством факультетов, кафедр, лабораторий, преподавателями, научными руководителями, представителями общественных организаций при сборе данных о наших выпускниках к 20-летию рабфака. Честные, умные, скромные, общественники - вот обязательные слова о них в этих отзывах. А один из деканов сказал о наших ребятах кратко: "Те, с кем ходят в разведку".

Вот только несколько имен, прозвучавших в этих лестных отзывах. На горном факультете Ивана Злобина назвали любимым студентом, Серченкова Михаила, старосту группы, активным помощником куратора и ребят, Хайдарова Фарида, секретаря бюро ВЛКСМ, очень ответственным, Маслову Наташу, заместителя секретаря бюро ВЛКСМ, очень хорошим товарищем. На автодорожном особенно отметили Федора Истомина, председателя студенческого профкома ППИ, указав на доброту и мягкость характера в отношении с товарищами. Набокина Юрия, старосту группы, отличника, Плюснина Алексея, профкомовского активиста. Блестящие способности, склонность к научной работе проявили, к примеру, на ЭТФ Ленинский стипендиат Лев Послов, Александр Кассихин, Юрий Егорычев; на АДФ - Айвар Ахметьянов, Алексей Черемных, Наталья Ковина; на МТФ - Иван Шулепов, Владимир Шевцов, Галина Шилова (Косяк), Алексей Соловьев; на ХТФ - Константин Принцев; на ГФ - Фаис Зарипов, получивший звание "Лучший студент ППИ" и многие-многие другие.

Вспоминали и рабфаковцев - активных участников стройотрядов, на АД, например, Дмитрия Чечкина - командира отряда "Фаэтон", Владимира Косарева командира отряда "Аэлита", Сергея Филатова - бойца этого отряда и старосту группы; на МС - Андрея Обухова - комиссара отряда "Путеец", на СТФ - Сергея Донаганяна - бойца отряда "Кудесник". А уж оптимизм и художественные способности били у рабфаковцев, как говорится, ключом. Участие в самых разных художественных коллективах (Александр Поморцев был даже руководителем театра-студии "ЛЮК") и просто песни с душой и гитарой - это тоже яркая и немаловажная черта всех поколений рабфаковцев.

Не отставали они от других и в спорте: участие в эстафетах, в сборной института и факультетов, в марафонском беге ППИ.

Проявлению в институте организаторских, лидерских свойств наших выпускников способствовал, безусловно, их определенный жизненный и производственный опыт. Особенно развита была "производственная косточка" у слушателей вечернего отделения рабфака. И что характерно, в вечерних группах было иногда не меньше отличников учебы, чем в дневных. В 1982/83 учебном году блестящей учебой отличились, например, наши вечерники - Борис Косарский, Галина Базанова, в 1984/85 - Иван Кучев, Олег Киселев, Сергей Полуносов, Александр Черемных, Вера Пермякова, Татьяна Иртегова, Алексей Скворцов, Сергей Лядов. А в последнем для рабфака году - 1991/92 - Сергей Соколов, Михаил Углицких, Виталий Ходис...

Неудивительно поэтому, что немало бывших выпускников рабфака стали ведущими специалистами, руководителями предприятий, отделов, фирм. В памяти такие имена как, например, В.Зырянов, В.Крзельский, А.Плеханов, Д.Шульц, А.Романюк, В.Елхин, А.Педаева, Ф.Истомин... В нашем институте успешно трудятся И.Ю.Смирнов, С.А.Мокроусов, Ф.В.Башарин, К.Ю.Введенский...

Приятно, конечно, видеть успех карьеры своих выпускников. Но самая наша большая надежда и упование, что все рабфаковцы, одолевшие вузовские ступени, составят и составляют в нашем крае "гвардейский" корпус специалистов с высокими человеческими и профессиональными качествами. А прошло через рабфак немалое число ребят. Всего было выпущено в стены института 5268 человек.