Былое

В Пермский политехнический институт я пришел в январе 1967 г. на должность доцента кафедры металловедения и термической обработки. К этому времени мой педагогический стаж исчислялся почти 10 годами. Я вел педагогическую работу в техникумах, Пермском вечернем машиностроительном институте. По представлению ректората был вскоре утвержден проректором по науке ППИ.

Институт в то время переживал еще многие организационные и другие трудности. Особо остро стояли вопросы подготовки и комплектования научно-педагогических кадров. На многих кафедрах не было даже кандидатов технических наук. Научная работа кафедр была в зачатке, а кое-где ее не было совсем.

Комплектование педагогических кадров шло за счет приглашения преподавателей из других вузов и ведущих производственников с предприятий. Вскоре начала давать результаты целевая аспирантура. Для решения кадрового вопроса ректоратом было принято предложение о быстром развертывании своей аспирантуры. При личном собеседовании с заведующими кафедрами было выявлено около 30 из них, желающих руководить аспирантами и соискателями ученой степени кандидата наук. Наличие аспирантуры на кафедрах должно было не только способствовать решению кадрового вопроса, но и развитию научно-исследовательских работ.

Наше ходатайство в Минвуз РСФСР об открытии своей аспирантуры было удовлетворено. И ряд заведующих кафедрами получили официальное разрешение на право руководства аспирантурой. Это позволило институту за 3-4 года довести очную аспирантуру до 150 человек и обеспечить в последующем подготовку молодых кандидатов технических наук до 40-50 в год. Одновременно аспирантура повышала научный уровень ее руководителей, способствовала росту научно-прикладных исследований для предприятий города и области.

Для ускорения темпа подготовки кандидатов технических наук через аспирантуру и соискательство со своевременной защитой кандидатских диссертаций были необходимы и свои внутривузовские Советы по защите диссертационных работ. По положению в этих Советах должно было быть 40-50% докторов наук, профессоров соответствующего научного профиля, а у нас тогда был только один профессор, кандидат технических наук Цирульников М.Ю., работавший по совместительству. Как быть? Как решить эту задачу?

С помощью Пермского и Удмуртского обкомов КПСС с большим трудом был укомплектован объединенный Совет Пермского политехнического и Ижевского механического институтов по защите кандидатских диссертаций машиностроительного профиля. Представленный нами состав Совета при наличии ходатайства МВ и ССО РСФСР был утвержден в ВАК с большими трудностями. Мы праздновали победу! Первая защита кандидатских диссертаций наших аспирантов в своем Совете состоялась в 1965 г. Пионерами были Каракулов Н.С. (научный руководитель Ю.Б.Серебренник) и Вассерман Н.Н. (научный руководитель В.А. Гладковский). Решения нашего Совета вскоре были утверждены в ВАК. Так появились в ППИ два доморощенных кандидата технических наук.

Большую работу по делам аспирантуры проводила заведующая аспирантурой З.Л.Богданова, а по подготовке Советов к защите, оформлению документации в ВАК секретарь Совета И.С.Моисеева. Ведущая и организующая роль в Совете по защите диссертаций принадлежала Ученому секретарю Совета профессору Б.А.Иванову - заведующему кафедрой "Детали машин". Он с ней справлялся отлично многие годы.

Подготовка и защита кандидатских диссертаций в стенах института создавала необходимые условия и базу для подготовки докторских диссертаций. При личном собеседовании с ведущими учеными было выявлено более 20 кандидатов технических наук, главным образом заведующих кафедрами, желающих работать над докторскими диссертациями. Так у нас началась подготовка докторов наук. Шли годы, кипела работа. И вот появились первые доктора как результат достигнутого и предпосылки новых успехов вузовской науки: Анциферов В.Н., Амирова С.А., Бартоломей А.А., Верстаков Г.В., Вольхин В.В., Васильевский С.П., Гладковский В.А., Герцен П.П., Колеватова В.С., Липчин Н.Н., Медведев И.И., Постников Н.М., Садиков Я.С., Якимов А.В. и другие. За ними пошло более молодое поколение.

Отрадно отметить, что из наших докторов наук вышли академики и члены-корреспонденты, руководители крупных научных и вузовских подразделений. В числе их Анциферов В.Н., Бартоломей А.А., Вольхин В.В., Медведев И.И., Красноштейн А.Е., Томсинский В.С. и многие другие.

Количественный и качественный рост научных кадров, развитие материальной базы для научных исследований позволили перейти к более основательной организации научных исследований по фундаментальной и прикладной тематике, укрепить связи с промышленностью. Объем хоздоговорных НИР в 1963 г. был около 150 тыс. руб., а в 1967 г. он достиг1,5 млн. (в ценах тех лет). Такому быстрому росту хоздоговорных работ способствовали аспирантура и докторантура, упорядочение взаимоотношений между заказчиками и исполнителями, дополнительная зарплата совместителям за выполненные научно-исследовательские работы. Основой для научных исследований, отчетности по ним, служили договора сторон, в которых оговаривались тема, конечные и поквартальные сроки исполнения, форма отчетности, финансирование со взносом аванса около 30% от объема затрат и другие обязательства. Большая работа по развитию хоздоговорных НИР проводилась научно-исследовательским сектором, в то время состоявшим всего из двух тружениц - Введенской Н.С. и Кузнецовой Т.Н.. Следует отметить большой вклад сотрудников типографии и РИО во главе с Синицким В.В., по изданию сборников научных трудов сотрудников института.

Быстро прошли четыре года моей работы в должности проректора по научной работе. За это время решены в институте многие организационные вопросы. Настала пора повышения уровня и эффективности НИР. Время требовало иной кандидатуры на руководство наукой вуза. Моим преемником стал молодой доктор технических наук, профессор А.А.Поздеев, а я, как тот мавр, возвратился на кафедру МТО, руководимую профессором Н.Н.Липчиным. Но судьба распорядилась мной по-иному. В феврале 1967 г. меня назначили на должность проректора по учебной работе. Учебно-воспитательная работа в вузе была, есть и будет всегда самым трудным участком, обеспечивающим качество подготовки молодых специалистов. До меня эту работу возглавлял А.А.Глушков. Он многое сделал в самое трудное время, когда из трех самостоятельных вузов создавался один ППИ. Обеспечение элементарных условий для ведения учебного процесса зависело от наличия учебных площадей, комплектования педагогических кадров, лаборантского состава, работы АХО и многого другого. Открытие новых специальностей и, следовательно, организация новых кафедр, завышенные приемы в институт осложняли учебную работу. План приема в 1967г. составил 1650 студентов. Ввод в эксплуатацию новых корпусов А и Б снизил дефицит учебных площадей. Передо мной встала проблема - с чего начать? Со своими коллегами мы начали искать резервы. На первом плане были учебные площади. За короткий срок почти все рекреации были переоборудованы в учебные классы и лаборатории. Амфитеатровая лекционная аудитория в южном крыле главного корпуса была перестроена в четыре аудитории благодаря с устройству межэтажного перекрытия (подобная реконструкция ряда аудиторий была предложена в последние годы). Изыскали площади в подвалах для лабораторий кафедр. Было увеличено количество посадочных мест в большинстве учебных аудиторий путем замены столов и стульев на парты малого габарита. В этом большая заслуга сотрудников хозчасти. Большим резервом оказалась унификация учебных планов машиностроительных специальностей на 1-3 курсах обучения. Это позволило укрупнить потоки, повысить уровень лекций. Одновременно с этим были проведены работы по совершенствованию учебных планов всех специальностей. К пересмотру учебных планов были подключены все кафедры и факультеты. Планы утверждались Советом института и ректором. Пересмотр учебных планов проходил под контролем учебной части. Большой вклад в эту работу внесли Л.Г.Чупина и заведующий кафедрой доцент Ю.Б.Серебренник.

Остановлюсь еще на двух вопросах внутривузовской работы, которые нам необходимо было решить в короткие сроки. Это планирование работы преподавателей и организация избрания их по конкурсу. Было установлено, что далеко не все кафедры планируют работу и распределяют нагрузку преподавателя на учебный год гласно. На ряде кафедр отсутствовали индивидуальные планы, утвержденные ректором или проректором. Учебная, методическая, научная и другая работа преподавателей в учебном году определялась только лишь лично заведующими кафедрами. Таким образом допускались грубые нарушения положения о высшей школе. Например, к чтению лекций привлекались ассистенты, они принимали и экзамены. Ректоратом было принято решение о немедленном введении на всех кафедрах календарного индивидуального планирования каждого преподавателя на 6-часовой рабочий день /1554 часа в год/. Для этого была разработана форма индивидуального плана преподавателя с учетом опыта работы других вузов.

Индивидуальный план предусматривал годовые поручения преподавателю по учебной, методической, научной и другим видам работ, отчетность - за семестр и за год. Было введено обязательное обсуждение индивидуальных календарных планов на заседаниях кафедры в начале учебного года и отчетов исполнения планов - в конце учебного года. Введение гласного планирования распределения нагрузки преподавателей было встречено неоднозначно, но жизнь подтвердила правильность такого решения. Снизились разногласия преподавателей внутри кафедры, укрепились их взаимоотношения, повысилась роль лекторского состава.

Анализ установившегося к тому времени порядка приема и зачисления на преподавательскую работу выявил у нас серьезные нарушения. В порядке обоюдного обмена информацией проректор МАИ дал мне прочитать решение коллегии Минвуза по МАИ, где ректору был объявлен выговор, а проректор снят с работы за внеконкурсное зачисление на преподавательскую работу и несоблюдение сроков переизбрания. А у нас большая часть преподавателей была принята без конкурса по приказу ректора. У многих преподавателей давно истекли сроки переизбрания. Лишь часть преподавателей принята по конкурсу Советом института, состав которого не был утвержден Минвузом. Эти и другие недостатки вызвали необходимость срочного избрания и переизбрания практически всего преподавательского состава. Установлен порядок проведения этого мероприятия. Заведующие кафедрами, преподаватели со степенями и званиями проходили конкурсное зачисление через вновь утвержденный состав Совета института. Конкурсное переизбрание преподавателей без степеней и званий проходило через Советы факультетов. Это был период "страды", длился он целый год. Работа шла по планам и графикам, утвержденным ректором. Предварительный отчет преподавателей перед переизбранием на своих кафедрах способствовал повышению уровня работы, дисциплине, мобильности кафедральных коллективов. Были случаи неизбрания на новый срок.

Шли годы. Пять лет на должности проректора прошли быстро, унесли много сил, ухудшилось здоровье, наступал возраст. Ушел я в отставку с проректорской работы и перешел на преподавательскую работу в родной коллектив кафедры МТО. Приятно было работать со студентами своей кафедры, особенно при выполнении курсовых и дипломных проектов, научных работ. Но и здесь наступил предел. В 1985 г. - на пенсию. Однако частичка сердца всегда находится в нашем институте (теперь уже техническом университете), где прошли лучшие годы моей жизни.